Казанский речной порт — водная «витрина» столицы Татарстана

Казанский речной порт расположен у впадения реки Казанки в Волгу, рядом с территории Кремля и набережной Ушков. Это один из крупнейших портов Волжского бассейна, и он служит важной пересадочной точкой между городом и реками Поволжья. Порт — не просто транспортный узел, но и городская панорама с видом на воду и судна, особенно впечатляющая летом.

История

Становление порта началось в 1948 году, когда Казани официально дали статус речного порта. В начале 1950‑х его перенесли ближе к Ново‑Татарской слободе, построили глубокую акваторию, причальную стенку и портальные краны.
В 1962 году было возведено главное здание речного вокзала по проекту И. Г. Гайнутдинова и С. М. Константинова — архитектурная доминанта всего комплекса. В 1970-е порт стал одним из лучших по инфраструктуре в СССР, в 1990-е годы пассажиропоток достигал 5 млн в год

Архитектурный ансамбль

Вокзал — образец советского модернизма середины XX века с выраженной доминантой на фоне воды. Комплекс гармонично встроен в градостроительную структуру: порт окружён зелёнными набережными и пешеходными зонами.
Акватория выполнена в виде портового бассейна глубиной до 8 метров, шириной до 400 м в верхней части — инженерное решение для подхода крупных судов. Водоразрез порта и Волги создает просторный речной ландшафт, особенно красивый вечером.

Что можно увидеть сегодня

• Главное здание речного вокзала с крупной надписью «Казань» — онлайн реконструкция 2005 года с попыткой ввести гостиницу и рестораны, но проект так и не был завершён.
• Пристань и причалы с прогулочными кораблями, судами до Болгара, Свияжска, Тетюш и др. Маршруты обслуживаются высокоскоростными судами «Метеор», «Ракета» и речными теплоходами.
• Речные прогулки и экскурсии с пешеходной или водной стороны — популярный туристический формат летом.
• Рабочая портовая зона, ремонтные мастерские и краны — всё ещё функционирующее промышленное пространство с индустриальным шармом.

Полезная информация

Как добраться

📍 Адрес: улица Девятаева, дом 1, строение 1, Казань.

Интересные факты и особенности
• Казань именуют «портом пяти морей» благодаря выходу на систему европейских и восточных водных путей.
• Летом до 6 000 пассажиров в день проходят через порт.
• Во время Великой Отечественной войны порт активно использовался для эвакуации и доставки грузов.
• После 2005 года основное вокзальное здание стоит реконструированным, но до сих пор заброшенным внутри — видны заросли и признаки недостроя.
• Некоторые архитекторы и градостроители считают порт важным историко-градостроительным памятником, состояние которого требует проектного обновления